И так - я купил камеру. Отснята целая куча домашнего материала - мама,
брат, друзья… Двор, город, луна и даже комета (Шумейке Леви и Хейла
Боппа, если мне не изменяет память)..., да что там говорить - первые
дни я готов был спать с камерой. Сердце начинало требовать большего.
Был брошен клич и собравшись с несколькими друзьями, буквально за 15
минут нами был отснят материал. Никакой мало-мальски оформленной идеи.
Так - набор кадров, которые были подогнаны на видеоплеере в случайном
порядке. Правило одно - по возможности чередовать улицу с помещением.
Зато какой энтузиазм!.. Тут же, за три секунды наложили музыку - камера
снимала картинку с телевизора под звук магнитофона. О, чудо! Неужели
это сделали мы?! Когда первые восторги сошли, был спаян нормальный шнур
и звук наложен непосредственно на картинку. Плеер не имел функции аудио
дублирования, поэтому процесс озвучки проходил только при перезаписи.
Неприятная необходимость - конечный вариант клипа получался второй копией…
Первым клипом был "Садизм" Коррозии Металла.
"Черта" Алисы - в этом клипе мы опробовали новую технологию
- клип снимался под музыку. Идея была в том, что бы артикуляция совпадала
с текстом, который поет Кинчев. Стоит ли говорить, какой гемор это был?
Отрепетировать сцену, нажать пуск на магнитофоне и одновременно включить
камеру. И может все бы получилось, если бы не одно обстоятельство -
мы снимали зимой и на морозе, как потом выяснилось, магнитофон начинал
тормозить. Понятно что из этого получилось. От начала клипа артикуляция
начинала отставать от голоса. Долго смеялись, а что делать - компьютера
не было. И даже видика с покадровой перемоткой то же. Так все и осталось.
В клипе "Выпьем еще" Кипелова - Маврина мне очень хотелось
замедленной съемки, да только где ж ее взять? При всем желании камера
быстрей снимать не будет… Вышел я из положения следующим образом - смонтировал
клип, потом на одном видаке включил на замедленное проигрывание, а на
второй писал результат и сразу звук. Конечно это была не замедленная
съемка, а покадровая, но как писалось выше, замедленная мне не светила
по определению, а в целом вышло не плохо. В последствии этот клип был
стробирован и переведен в черно-белое изображение моим другом на полупрофессиональной
аппаратуре.
И последнее что я смог вытянуть из своей "домашней" студии,
это обратное проигрывание видео. Такой эффект позволяла сделать мая
камера, только без звука, что не сильно мне мешало. Этот эффект я применил
в клипе "Пытка тишиной" Арии. Об эффектах камеры… Не знаю
для чего их делают, наверное для накрутки цены. Применять их практически
невозможно, а выглядят они достаточно мерзко. Может в новых камерах
ситуация и изменилась, но что то мне не верится..
В "Волонтере" Арии мне до зарезу нужны были руины города.
Я сделал их из картона, подсвечивал красным и желтым фонариком. Вывод
- это можно применить, если приложить достаточно старания. Честно сказать
- я поленился. Эффект получился ниже среднего, но я нашел неплохой способ
как сделать взрыв в маленьком макете. Все просто - одеколон и спичка.
Брызгаете одеколоном на горящую спичку за кадром, но так что б пламя
попало в кадр. Получается этакий небольшой бензиновый взрыв. Далеко,
конечно от реальности, но достаточно для домашнего видео. Между картонных
стен вырывается одеколоновое пламя. А приличный макет я делал для клипа
"Проклятый старый дом" Короля и Шута. Собственно сам дом и
делал. Ситуация усугублялась тем, что у дома был прототип, который то
же снимали и надо было делать похожий макет. Вот тут у меня все получилось
как надо. Совет: если нужен маленький домик с шиферной крышей, то нет
ничего лучше для шифера, чем картон от упаковочных коробков. Он состоит
из трех слоев, нам нужен средний, волнистый. В разных коробках он бывает
разного размера, есть возможность подобрать себе нужный масштаб. В "Волонтере"
же я нашел еще один удачный ход - я разукрасил одну половину лица под
череп и снимал себя так, что б она была в тени и совсем не видна. В
нужный момент я включал лампочку, которая находилась за кадром и вспышка
света выхватывала из темноты череп. Смотрелось не плохо.
Первый раз, когда я монтировал на полупрофессиональной технике, это
было на местном телевиденье. Мой друг провел меня туда в выходной день
и мы в "секретном" режиме смонтировали "Волонтера"
Арии. В целом все было на уровне, кроме того, что я абсолютно не подготовился.
Товарищи, дорогие! Пишите сценарии! Или хотя бы обдумывайте сюжет. Вот
довелось мне монтировать в спешном порядке и начал я метаться, и суетиться,
а теперь смотрю на результат, и плакать хочется. Думаю - ах, я бы сейчас
не так сделал…Второй раз было лучше - это был клип "Дайте свет"
Мастера. Я за ранее продготовил трек с музыкой и трек с остальным видео,
а потом на микшере просто налаживал пение на всю остальную подборку.
Отдельная история про монтаж звуковой дорожки. Не давала мне покоя идея
совместить артикуляцию с текстом песни. Решил я тогда схитрить - пустил
звук на прямую, а видео с двух разных источников через переключатель.
Надеялся на следующий результат: записал видео, где я пою под фанеру.
Записал весь остальной материал и в момент озвучивания переключателем
менял видео - с фанеры на прочее. Результат печальный - в момент переключения
картинка неслабо прыгала и через весь экран проходила волна. Потом уже
умные люди объяснили мне, человеку далекому от теории видео сигналов,
что не все так просто и что-то с чем-то не успевает синхронизироваться.
Не мучайтесь. Такое можно проделать только на микшерах или на компьютере.
Манекен я использовал дважды - в клипах "Крейзи Хаус" и "Ритуал
сожжения трупов". Манекены были сделаны из старой одежды набитой
тряпьем и травой. В "Ритуале" манекен был с проволочным каркасом,
а в "Крейзи Хаусе" имел лицо, склеенное из бумаги - это был
разлагающейся труп. Эти ребята мне здорово помогли, особенно в "Ритуале"
- там манекен жгли, вешали и закапывали. Ногами пинали…
Телевизор - это то же вещь! В то же "Ритуале сожжения трупов"
часть картинки я переснимал с экрана телевизора - получилась неплохая
стилизация под документальное видео, телевизионный муар, крупные строки
и ненормальная цветовая гамма сделали свое дело.
Клип на песню "Сны сбываются" Калинова Моста, вообще мной
не снимался. Я несколько месяцев дежурил у телевизора и записывал новости.
А конкретно кадры чеченской войны. Потом свел их в кучу и получилось
очень не плохо и трогательно. Мне кажется.
В моих работах много стрельбы. В этом деле мне крепко помогли петарды.
Первый выстрел прозвучал в клипе "Волонтер". Сзади себя я
закрепил петарду, на которую поставил баночку с красной краской. Когда
петарда взорвалась, позади меня нарисовалась неслабая красная клякса.
Выглядело очень да же ничего. Потом я неоднократно применял этот способ.
Та же песня была и в "Крейзи Хаус" Коррозии Металла. Я установил
петарду и краску за своей головой, засунул ствол пистолета в рот и дождался
выстрела. Очень эффектно. Потом пошла стрельба из разного рода стрелкового
оружия. Пистолеты и автоматы прошли некоторую переделку - родные игрушечные
стволы были безжалостно оторваны, а вместо них вставлены алюминиевые
трубки. Петарда закладывалась в ствол и звучал выстрел. Огонь был просто
обалденным! Что бы петарда не проваливалась в глубь ствола все "лишнее"
пространство забивалось бумагой. Если требовалась стрельба стволом вниз,
петарда обматывалась скотчем, клейкой стороной наружу - таким образом
она не выпадала. Необходимо следить за мощностью используемых петард
- пару раз у моих пистолетов отрывало ствол… В фильме "Пальба"
пуля попадает мне в живот и течет кровь. Это было сделано просто - плоская
металлическая банка заполнена "кровью", в ее нижней части
пробита дыра, заклеенная скотчем. К скотчу приклеена петарда. Взрыв
и кровь потекла. В клипе "Седьмые ворота ада" Коррозии металла,
пули куда только не попадали. На мне была черная кожаная куртка. На
ней рисовалось красное пятно, затем к пятну скотчем приклеивалась петарда,
а поверх нее черная бумага. Во время взрыва бумага срывалась и была
видна вспышка, а затем красное пятно. Единственное что - нужно подложить
под куртку фанерку или еще что-то прочное. Однажды петарда была прикреплена
у меня на спине и во время бега куртка натянулась - я заработал себе
неплохой синяк…
Еще один фокус помогающий пролить кровь - пластмассовый тюбик от зубной
пасты. Его наполняем кровью и закрепляем, например, на спине. При ударе
спиной о стену получаем фонтан крови. Такой способ я использовал в клипе
"Криминальное чтиво".
Петарды плохи тем, что дымят перед взрывом и их срабатывание практически
не контролируемо - нельзя бегать в кадре три минуты, а потом выстрелить.
Но за неимением лучшего…
Теперь петард я почти не использую - компьютер помогает рисовать выстрелы
и их озвучивать. Об этом я напишу отдельно.